Бизнес-партнерство
 
 Атомоходы в борьбе за ресурсы арктического шельфа

Атомоходы в борьбе за ресурсы арктического шельфа

История ФГУП «Атомфлот» берет начало в 1960 году, когда в Мурманске была создана достроечная база для обслуживания первого атомного ледокола «Ленин». До 1988 года она носила название «База-92» (92 — порядковый номер урана в периодической системе элементов) и была структурным подразделением сначала Судоремонтного завода Министерства морского флота СССР, а затем Мурманского морского пароходства. Затем организация начала функционировать самостоятельно как Ремонтно-технологическое предприятие атомного флота — РТП «Атомфлот». В 2008 году «Атомфлот», действовавший к тому времени уже в статусе федерального государственного унитарного предприятия, был интегрирован в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В условиях обострившейся международной конкуренции

Для экономики нашей страны ФГУП «Атомфлот» имеет стратегическое значение, поскольку его суда обеспечивают функционирование Северного морского пути (СМП). С каждым годом борьба за право добычи природных ресурсов на шельфе Северного Ледовитого океана обостряется, и атомоходы играют ключевую роль при осуществлении транспортной и хозяйственно-экономической деятельности в Арктической зоне.

Круглогодичную навигацию в западном районе Арктики наша страна начала еще в 1978 году. Это было необходимо для развития Норильского промышленного района. Чуть более десяти лет спустя появились специализированные атомные ледоколы с малой осадкой «Таймыр» и «Вайгач» для работы в устье Енисея и в мелководных районах Арктики. Параллельно с этим строились более мощные суда, обновлялась система навигационно-гидрографического обслуживания, расширялся и реконструировался Дудинский порт.

В настоящее время комплексное развитие Арктической зоны РФ требует дальнейших шагов. Необходимо налаживать регулярные грузоперевозки по СМП и повышать их объем, а значит, строить новые атомные ледоколы и модернизировать инфраструктуру.

Большие средства вкладываются в реализацию программы перехода к круглогодичной навигации по всей протяженности Северного морского пути. За счет участия мощных линейных атомных ледоколов сроки регулярного использования этого логистического коридора в восточном районе Арктики были увеличены до пяти месяцев в году. В минувшем мае глава Росатома Алексей Лихачёв на совещании с главой государства сообщил о планах госкорпорации совместно с ПАО «НОВАТЭК» открыть круглогодичную навигацию в восточной части СМП в начале 2024 года.

Вдвое быстрее, чем через Суэцкий канал

Шестого сентября этого года атомный ледокол «Таймыр» и универсальный атомный ледокол «Сибирь» ФГУП «Атомфлот» успешно провели по Северному морскому пути балкер Gingo (судно для перевозки сыпучих грузов типа Capesize) со 164,5 тысячи тонн железорудного концентрата на борту. Подобную операцию — проводку судна дедвейтом свыше 169 тысяч тонн с запада на восток — атомоходы предприятия совершили впервые. Вначале «Таймыр» обеспечил безопасный проход балкера через участок Карского моря от островов Сергея Кирова через проливы Матисена и Бориса Вилькицкого, после чего Gingo самостоятельно пересек море Лаптевых. В Восточно-Сибирском море путь судну проложила «Сибирь».

Экипажи атомоходов проделали действительно уникальную ледокольную проводку, — подчеркнул советник генерального директора ФГУП «Атомфлот» Андрей Теницкий. — Крупнотоннажный балкер преодолел Севморпуть за тринадцать суток. Стоит отметить, что [для прохождения] через Суэцкий канал потребовалось бы в два раза больше времени.

Общая протяженность ледокольной проводки составила 620 миль, а средняя скорость движения достигла десяти узлов. Выполнение подобных операций свидетельствует о возросшем интересе к использованию СМП в качестве альтернативного маршрута для грузоперевозок.


В интересах Дальнего Востока

В 2022 году ФГУП «Атомфлот» стало победителем проводимого Минвостокразвития России отбора на осуществление каботажных субсидируемых рейсов из европейской части страны в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении. В прошлом году было совершено два таких круговых рейса, столько же выполнено в 2023-м. Все они состоялись в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути», входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

В частности, 24 июня этого года по маршруту Санкт-Петербург – порт Восточный – Петропавловск-Камчатский – Мурманск из Северной столицы отправился атомный контейнеровоз «Севморпуть». На Дальний Восток судно, загруженное на 90% от его объема, доставило контейнеры, металлоконструкции, пиломатериалы, краны и автотехнику. На побережье Кольского залива 13 августа на борту контейнеровоза прибыли двести четыре сорокафутовых рефрижераторных контейнера с морепродуктами.

Затем 20 августа в плавание по маршруту Архангельск – Певек – Петропавловск-Камчатский – Находка – Магадан – Петропавловск-Камчатский – Певек – Архангельск вышел теплоход «Северный проект», прибывший на Камчатку 5 сентября. На его борт были загружены строительные материалы, автотехника, металлоконструкции и рефрижераторные контейнеры с продуктами питания.

В целях повышения эффективности второго субсидируемого каботажного рейса мы обратились в Росморречфлот с просьбой предоставить морскую грузовую линию для судна «Северный проект», — пояснил генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица. — Наше обращение было удовлетворено. Что дает морская грузовая линия «Севморпуть» для грузовладельцев? Приоритет при заходах в порт и при постановке судна к причалам, а также оперативную работу при выгрузке и погрузке.

Морская грузовая линия для «Северного проекта» будет действовать до 2024 года.

К выполнению программы третьего в 2023 году каботажного рейса 13 октября вновь приступил экипаж «Севморпути». Планируется, что переход из Санкт-Петербурга до порта Восточный займет около двадцати двух дней, а затем судно отправится в Петропавловск-Камчатский. В Северную столицу контейнеровоз должен вернуться во второй половине ноября, доставив девяносто сорокафутовых контейнеров с дальневосточной рыбой и генеральные грузы.

В общей сложности на субсидирование арктических каботажных перевозок между портами Санкт-Петербург, Мурманск и морскими терминалами Дальнего Востока до 2035 года Правительство РФ направит свыше 7,8 миллиарда рублей.

Текст: Сергей КАЙНЕТДИНОВ (по материалам ФГУП «Атомфлот»)
Фото: Госкорпорация «Росатом»/ФГУП «Атомфлот»
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх