По принципу компакт-верфи
За 110 лет со стапелей предприятия, которое с 1966 года носит название Средне-Невский судостроительный завод, сошли более пятисот кораблей и судов. Сегодня производство здесь организовано по принципу компакт-верфи: все основные операции, начиная от заготовки металла, ведутся под одной крышей, логистика оптимизирована.
Первый во многих начинаниях
История СНСЗ началась в 1912 году с основания на берегу Невы Усть-Ижорской верфи. Взяв на вооружение передовые технологии, использовавшиеся европейскими кораблестроителями, ее коллектив уже к декабрю 1916 года сдал флоту восемь эскадренных эсминцев. В дальнейшем завод дал жизнь многим новаторским идеям — стал своего рода опытно-производственной площадкой отечественной судостроительной отрасли. В 1940-х годах его работники первыми в СССР освоили автоматическую сварку и внедрили поточный блочно-позиционный метод кораблестроения, в 1950-х — стали создавать суда с надстройками из алюминиево-магниевых сплавов. В 2014 году на СНСЗ был спущен на воду первый в мире крупный тральщик из стеклопластика — «Александр Обухов» (передан заказчику в декабре 2016-го).
После того как в феврале 2017 года на заседании совета по модернизации экономики при Правительстве РФ генеральный директор АО «СНСЗ» Владимир Середохо инициировал создание цифровой верфи, на заводе была разработана ее концепция, предполагающая создание современного высокотехнологичного предприятия на основе единой цифровой платформы.
Помимо строительства судов СНСЗ участвует в реализации проекта сооружения международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР). В минувшем августе пресс-служба завода сообщила о завершении работ по изготовлению катушки полоидального поля PF1 — одного из шести крупногабаритных сверхпроводящих магнитов (диаметром девять метров и массой двести тонн каждый), которые будут служить для удержания плазмы в реакторе.
Работу, включившую в себя создание технологий и оборудования, отладку технологических процессов, изготовление квалификационных образцов и, наконец, производство самой катушки, СНСЗ проводил с 2008 года совместно с НИИЭФА. Заключительным этапом стала упаковка изделия, подготовленного к отправке на площадку сооружения ИТЭР на юге Франции.
Ранее на заводе были проведены испытания транспортировочной рамы, на которой катушка PF-1 отправится к месту установки. Рама нагружалась с коэффициентом 1,5 в горизонтальном положении и с дифферентом 6°. В качестве груза применялись 216 бетонных блоков общим весом 274 тонны. Статическое нагружение длилось пятнадцать минут.
Материал, без которого невозможно судостроение будущего
СНСЗ — единственное в нашей стране предприятие, освоившее постройку кораблей из четырех видов материалов: судостроительной и маломагнитной стали, алюминиево-магниевых сплавов, а также различных композитов. Руководители верфи и Объединенной судостроительной корпорации, в структуру которой входит завод, подчеркивают, что без композитов, ставших необходимым элементом для создания современных кораблей, невозможно судостроение будущего. У них масса преимуществ перед другими материалами, например радиопрозрачность, меньший вес, коррозийная стойкость, немагнитность.
Этим летом, 12 июня, на заводе состоялась церемония закладки уже десятого корабля противоминной обороны проекта 12700. Новый тральщик получил название «Полярный» — в честь города воинской славы, где во время Великой Отечественной войны находилась главная база Северного флота. Суда данной серии имеют самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии. Такому корпусу не страшна коррозия, а его масса при существенном увеличении прочности значительно ниже, чем у металлического аналога.
Важной вехой в истории отрасли стало создание из композитных материалов первого отечественного научно-исследовательского судна — «Пионер-М». Построенный для Севастопольского государственного университета, он был спущен на воду в сентябре 2021 года, а в августе 2022-го отправился из Санкт-Петербурга к месту постоянного базирования. В концепции «Пионер-М» заложена технология безэкипажного судовождения благодаря интегрированной системе управления и взаимодействия с морскими мобильными научно-исследовательскими лабораториями.
— Мы видим его в ближайшем будущем беспилотным автомобилем на воде, — пояснил год назад генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов. — Корпорация шаг за шагом внедряет автоматизированные системы, появление которых все больше приближает нас к эре беспилотного судовождения, а это не только минимизация издержек при строительстве судов, удешевление перевозок, но и снижение экологической нагрузки на акватории рек и морей.
Композиты используются на СНЗС и при производстве многоцелевых катеров проекта Р1650 «Рондо», предназначенных для патрульно-инспекционной службы, перевозки групп спецперсонала, спасения людей в районах несения дежурств. В 2023 году начнется строительство новой партии таких судов, они будут предназначены для администраций северных территорий.
Фото: АО «ОСК»/АО «СНСЗ»