Цифровая реконструкция МОЭК
Функции единой теплоснабжающей организации столицы выполняет Московская объединенная энергетическая компания, которая снабжает теплом и горячей водой потребителей как в самой Москве, так и в некоторых городах ближнего Подмосковья. МОЭК начала работу в 2004 году, когда в результате реформы электроэнергетики из состава Мосэнерго были выведены распределительные и магистральные сети, и в этом году отметит свое двадцатилетие.
Более десяти лет в составе «Газпром энергохолдинга»
В августе 2013 года столичное правительство провело аукцион по продаже принадлежащих Москве акций компании, и победителем было признано ООО «Газпром энергохолдинг», которое три месяца спустя приступило к управлению МОЭК. Почти за десять лет — к августу 2023-го — последняя подключила к системе теплоснабжения свыше двух с половиной тысяч новых объектов.
Сейчас организация продолжает развиваться. В минувшем марте совет директоров ПАО «МОЭК» утвердил инвестиционную программу компании на 2024–2026 годы общим размером 104 миллиарда рублей. В рамках нее в этом году расходы, не связанные с подключением новых потребителей, составят 17 миллиардов: деньги будут направляться на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение тепловых сетей и других объектов инфраструктуры теплоснабжения. В течение последующих двух лет на соответствующие цели намечено выделить 31,7 миллиарда.
Инвестпрограммой предусмотрена, в частности, реконструкция насосно-перекачивающих станций «Сетуньская», «Рощинская», «Люблинская». Компания продолжит ликвидировать байпасы (трубопроводы надземной прокладки), тем самым улучшая внешний вид города.
Объем финансирования работ по прокладке новых и перекладке действующих теплосетей для подключения потребителей к системе теплоснабжения в 2024–2026 годах достигнет 55,3 миллиарда рублей. В программу включены такие крупные инвестиционные проекты, в том числе инициированные правительством Москвы, как технологическое присоединение городских объектов метрополитена и транспортно-пересадочных узлов, учебных корпусов МГУ имени М.В. Ломоносова на Ломоносовском проспекте, объектов комплексной застройки в районе Покровское-Стрешнево и на территории бывшего АМО ЗиЛ. Также свыше четырехсот объектов энергетикам предстоит подключить к теплосетям в рамках программы реновации столичного жилищного фонда.
Кроме того, инвестпрограмма предусматривает претворение в жизнь ряда крупных IT-проектов.
Ее реализация позволит совершенствовать цифровой каркас МОЭК, — пояснил управляющий директор ПАО «МОЭК» Денис Башук.
Взыскание долгов автоматизируется
МОЭК применяет цифровые инструменты все активнее. Например, компания задействует их для решения проблем с должниками, и этот подход уже принес результаты. Значительно увеличить объем обрабатываемых лицевых счетов с задолженностью, которую можно одномоментно предъявлять к взысканию без проведения судебного заседания, удалось за счет использования отечественного программного комплекса. Он позволяет автоматически формировать и направлять в суд заявление, а также следить за вынесением судебного решения практически в режиме реального времени. Специальный модуль дает возможность автоматизировать процедуру передачи полученных судебных приказов службе судебных приставов.
Программа позволяет не только автоматически формировать и направлять в суд заявление, но и следить за изменением его статуса и вынесением судебного решения практически в режиме реального времени. Специальный модуль дает возможность автоматизировать процедуру передачи полученных судебных приказов службе судебных приставов.
Раньше административные расходы при взыскании небольших долгов нередко превышали сумму последних.
Теперь замена бумажных процессов на цифровые инструменты удешевляет судебную работу с неплательщиками и защищает потребителя от накопления долга, — отметил заместитель управляющего директора – директор по правовым и корпоративным вопросам ПАО «МОЭК» Алексей Шарафутдинов.
Удаленный контроль за работой тепловых пунктов
МОЭК задействует цифровые технологии и при управлении технологическими процессами. Так, за 2023 год количество тепловых пунктов, оснащенных системой онлайн-диспетчеризации, увеличилось более чем на двести единиц — до 6,9 тысячи (из них 5,7 тысячи находятся в собственности компании).
Разработанная МОЭК смарт-технология поиска скрытых повреждений основана на почасовом анализе около полутора десятков параметров работы каждого из объектов. Информация передается в автоматизированную систему, которая оперативно выявляет неполадки.
В результате применения разработанных в компании алгоритмов сроки выявления скрытых отклонений в режимах работы оборудования сократились с трех дней до одного. При этом за минувший год с помощью смарт-технологии было оперативно выявлено и предотвращено около тысячи потенциальных технологических нарушений, — сообщил главный инженер ПАО «МОЭК» Роман Коровин.
Компания планирует внедрить систему диспетчеризации на всех своих тепловых пунктах (на данный момент это свыше 10,7 тысячи объектов).
Без акцепта
Расширяется использование потребителями программы автоплатежей. Такая минимизация взаимодействия с поставщиком ресурсов позволяет не допустить просрочки платежа, избежать пени, ограничения или отключения подачи тепла, влияния форс-мажорных обстоятельств. Следить за движением финансовых потоков и корректностью начислений контрагент может в едином личном кабинете клиента компании.
На новую форму оплаты переходят не только физические лица и владельцы малого бизнеса, не имеющие постоянного бухгалтера, но и крупные потребители. За первый квартал этого года компания заключила восемьдесят семь новых соглашений о заранее данном акцепте на списание средств за поставленные коммунальные ресурсы, а рекордный месячный автоплатеж достиг двенадцати миллионов рублей.
Готовность крупных компаний заключать соглашение о безакцептном списании платежей за коммунальные ресурсы, когда ежемесячный платеж исчисляется миллионами рублей, свидетельствует о доверии к выставляемым МОЭК объемам начислений и правильности учета. Для нас это показатель качества нашей работы. Мы заинтересованы в выстраивании долговременных партнерских взаимоотношений с потребителями, и работа над внедрением такого формата будет продолжена, — заявил директор филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» Андрей Дмитриевский.
Фото: ПАО «Газпром»/ООО «Газпром энергохолдинг»/ПАО «МОЭК»