Бизнес-партнерство
 
 Кругами и радиусами

Кругами и радиусами

История Московского метрополитена началась 15 мая 1935 года, когда была открыта его первая линия — от «Сокольников» до «Парка культуры». Она состояла из десяти станций и имела протяженность 9,2 километра. В дополнение к этому 2,4-километровое ответвление с тремя станциями соединило «Александровский сад» и «Смоленскую». Тот день стал символом прогресса и достижений советской индустрии. Развитие транспортной инфраструктуры в столице перешло на новый этап.

Восемь с половиной миллионов поездок в сутки

Завершение строительства Кольцевой линии в марте 1954 года помогло связать между собой основные железнодорожные вокзалы Москвы и разгрузить пересадочные узлы в центре города. Кольцо, состоящее из двенадцати станций, было замкнуто с вводом в эксплуатацию «Белорусской-кольцевой» и «Парка культуры-кольцевой».

Число пассажиров росло, и длину составов увеличили с четырех вагонов до семи.

Период 1950–1960-х годов ознаменовался активным развитием радиальных маршрутов из центра к новым жилым районам. В последующем строительство таких линий продолжилось, обеспечив скоростным транспортом жителей Беляева, Медведкова, Чертанова, Нагатина, Орехова-Борисова, Ясенева, Алтуфьева… Отметим также начало движения по Люблинской линии в 1995 году и Бутовской линии в 2003-м, что дополнительно расширило маршрутную сеть московской подземки.

В ХХI тысячелетии столичное метро по-прежнему стремительно растет. С 2010 по 2023 год было введено в действие более 150 километров новых линий и построено семьдесят семь новых станций.

Значительной вехой стало открытие 10 сентября 2016 года Московского центрального кольца — МЦК — длиной 54 километра с тридцать одной станцией. Тем самым с метрополитеном была частично интегрирована городская система движения электропоездов. Через шесть с лишним лет, 1 марта 2023 года, произошло не менее крупное событие: было пущено пассажирское движение по всей Большой кольцевой линии (БКЛ).

Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения. Это новое сердце транспортной системы Москвы, — подчеркнул мэр города Сергей Собянин.

Приспосабливаясь к растущим темпам урбанизации, Московский метрополитен ежегодно ставит новые рекорды. Так, 20 декабря 2024 года его пассажиры совершили почти 8,5 миллиона поездок, превзойдя предыдущий максимальный результат, достигнутый в 2020 году.


От подвижного состава до турникетов

Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов, подводя итоги 2024 года, в интервью каналу «Москва 24» заявил, что поставленные главой города задачи по развитию транспорта удалось выполнить на сто процентов. Помимо пуска Троицкой линии была открыта станция «Потапово» Сокольнической ветки и введено в действие семь объектов на Московских центральных диаметрах (МЦД), интегрированных в систему Московского метрополитена и МЦК. В метро и на МЦД продолжилось обновление подвижного состава.

За год в столичном метрополитене заменили 98 километров путей, обновили почти 43 километра кабеля, поменяли облицовку стен в подуличных переходах на станциях «Домодедовская» и «Пражская». Работы в основном проводили во время ночных технологических окон, чтобы не создавать неудобств пассажирам.

Кроме того, на станциях удалось отремонтировать 131 эскалатор. Наряду с планово-предупредительными мероприятиями осуществлялся капитальный ремонт: на 43 эскалаторах были полностью перебраны механизмы и узлы, некоторые детали заменены. На 88 машинах провели средний ремонт с заменой отдельных элементов.

Требования к содержанию инфраструктуры в московском метро одни из самых строгих в мире, — пояснил вице-мэр. — По поручению Сергея Собянина метрополитен регулярно модернизирует ее, только так можно гарантировать безопасность и удобство поездок пассажиров. За прошедший год мы достигли всех плановых показателей. В следующем году обновление инфраструктуры продолжится.

Среди запланированных на 2025 год нововведений — установка на станциях метро, МЦК и МЦД четырех с половиной тысяч турникетов улучшенной конструкции. По словам Максима Ликсутова, они позволят существенно увеличить пропускную способность станций (повышение составит до 40%). В новых турникетах возможен проход с двух сторон, действует виброотклик для слабовидящих и световая индикация статуса оплаты.

Согласно договору, данное оборудование столичному транспорту будет поставляться в течение семи лет.

В этот период устройства появятся на станциях метро, МЦК и МЦД. Они позволят пассажирам использовать все доступные способы оплаты проезда, включая самый инновационный — биометрию, — добавил Максим Станиславович.




По БКЛ пустят беспилотные поезда

Большая кольцевая линия Московского метрополитена за два года с момента открытия по ней сквозного движения стала важным элементом транспортной инфраструктуры города. Пассажиропоток на ней с марта 2023-го вырос почти в полтора раза, чему способствовало прежде всего удобство и доступность БКЛ. В среднем здесь каждый рабочий день совершается более 1,4 миллиона поездок. Одиннадцатая ветка столичной подземки значительно улучшила транспортную доступность тридцати четырех районов Москвы, при этом во многие из них метро пришло впервые. Примечательно, что БКЛ позволила разгрузить не только Кольцевую линию, на которой стало свободнее на 23%, но и радиальные ветки, где этот показатель достиг 12%. Люди начали выбирать альтернативные маршруты.

По линии курсируют около ста современных отечественных поездов «Москва-2020». Этот подвижной состав обслуживается в трех электродепо.

Не стоит забывать и о влиянии БКЛ на дорожную ситуацию в городе. С пуском нового кольца количество машин на близлежащих дорогах сократилось на семнадцать тысяч: многие пассажиры предпочли общественный транспорт личным автомобилям.

Сейчас в Москве готовятся отправить по Большой кольцевой линии беспилотный поезд. К реализации первого этапа этого инновационного проекта планируется приступить уже в 2025 году. Чтобы организовать движение по БКЛ без машиниста, создадут технологическую сеть пятого поколения — 5G. Это позволит обеспечить надежную и сверхбыструю технологическую связь.

Запуск беспилотного движения станет историческим событием для столичного метрополитена, — заявил Максим Ликсутов. — Инновационный проект обладает значительным потенциалом. Он станет платформой для новых технологических решений. Приоритетами для нас являются безопасность и сохранение самых коротких в мире интервалов в час пик. После БКЛ технологию начнем постепенно внедрять и на других линиях.

Текст: Сергей КАЙНЕТДИНОВ (по материалам ГУП «Московский метрополитен», mos.ru, m24.ru)
Фото: ГУП «Московский метрополитен», mos.ru/Владимир НОВИКОВ
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх