Бизнес-партнерство
 
 Сильные идеи для нового времени

Сильные идеи для нового времени

Компания «ГЛОНАСС» со стопроцентным государственным участием была создана в 2015 году для развития первой в мире государственной автоматизированной системы экстренного реагирования при авариях — «ЭРА-ГЛОНАСС». Сегодня с последней сопряжено более пятисот информационных федеральных и региональных систем. Она обеспечивает передачу информации о дорожных происшествиях экстренным службам на всей территории России (в том числе тогда, когда водитель и пассажиры не могут самостоятельно вызвать помощь). Выполняя функции оператора госинформсистемы, АО «ГЛОНАСС» разрабатывает навигационно-информационные и телекоммуникационные продукты, помогающие сохранить жизнь и здоровье людей.

Счет на секунды

За первые три месяца 2024 года к системе «ЭРА-ГЛОНАСС» было подключено впечатляющее количество автомобилей — 422 тысячи. Это в пять раз больше показателя января – марта 2023 года и вдвое превышает результат аналогичного периода 2022-го. Общее число транспортных средств, где установлена госинформсистема аварийного оповещения, достигло 10,6 миллиона.

Экстренным службам в первом квартале этого года через «ЭРА-ГЛОНАСС» от автомобилистов было передано более 24,5 тысячи аварийных вызовов, причем 81% из них — в автоматическом режиме. За весь же период работы системы спасателям поступило 366 тысяч сообщений, что стало значительным вкладом в обеспечение безопасности на дорогах.

Рост автопарка подключенных автомобилей повышает защищенность все большего числа водителей и пассажиров, — подчеркнул генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич. — «ЭРА-ГЛОНАСС» ежегодно спасает тысячи жизней. Такая эффективность достигается за счет соблюдения правила золотого часа в медицине катастроф. Помощь, оказанная в течение первых шестидесяти минут после аварии, существенно повышает шансы на спасение жизни и сохранение здоровья пострадавших людей.

Продуктивное взаимодействие между «ЭРА-ГЛОНАСС» и региональными системами вызова экстренных оперативных служб (так называемыми системами-112) позволяет передавать спасателям данные о происшествиях на автодорогах, включая точные координаты и характеристики автомобилей, в среднем за девятнадцать секунд. Такая оперативность особенно важна в случае тяжелых аварий.



Мониторинг транспорта на федеральной платформе

В начале минувшего марта Министерство транспорта РФ и АО «ГЛОНАСС» сообщили о начале тестирования Федеральной навигационно-информационной системы (ФНИС). Это типовое облачное решение на цифровой платформе «ГосТех», разработанное на базе госинформационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», будет бесплатным для всех регионов страны.

Раньше пользоваться онлайн-сервисами прогноза прибытия общественного транспорта на остановочные пункты могли жители лишь некоторых крупных городов. С помощью данных ФНИС регионы, не создавая локальную инфраструктуру, смогут запускать собственные мобильные приложения или ретранслировать информацию в сервисы «Яндекс . Карты» и «2ГИС», а также на информационные табло «умных остановок».

Поэтапно мы перейдем от существующей разрозненности собираемых в регионах данных к цифровой федеральной платформе централизованного мониторинга всего транспортного парка, — сообщил заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов. — Она будет легко интегрироваться с существующими отраслевыми системами. За счет стандартных протоколов обмена данными и применения типового облачного решения на основе ФНИС будет создана витрина сторонних сервисов, например мониторинг и диспетчеризация общественного транспорта, автоматизированные системы безналичной оплаты проезда на основе геолокации пассажиров.

Кроме того, в ходе тестирования системы проверяется эффективность управления с ее помощью машинами скорой помощи и оперативного мониторинга местонахождения и состояния беспилотных воздушных судов. В этом году к ФНИС планируется подключить пять, а в следующем — уже не менее двадцати пяти регионов.


Небо нужно оцифровать

Совместно с АНО «Платформа НТИ» и лидерами отрасли беспилотной авиации АО «ГЛОНАСС» разработало концепцию цифрового бесшовного неба России. Как рассказал Алексей Райкевич в своем выступлении на XXVII Петербургском международном экономическом форуме, проект поможет безопасно интегрировать беспилотную авиацию в единое воздушное пространство страны. В первую очередь необходимо избавиться от устаревших правовых норм и ввести сквозное регулирование воздушного пространства, увязав между собой десять уровней неба (инфраструктурный, транспортный, хозяйственный, логистический, стратосферный и др.), во вторую — определить критические технологии и инфраструктуру, без которых отрасль не может развиваться.

Мы знаем, что передовые мировые экономики стремятся безопасно внедрить в воздушное пространство дроны. Можно констатировать, что в полной мере еще никому это не удалось. Концепция направлена именно на то, чтобы дать ответ на вопрос, как это правильно сделать, и обозначить подходы к решению данной задачи, — пояснил Алексей Анатольевич.

Проект «Цифровое небо России» уже вызвал интерес экспертов и был признан одной из «сильных идей для нового времени». Его реализация позволит сделать значительный шаг в развитии авиационной отрасли.


Связь в любой точке воздушного пространства

Чтобы пилотируемые и непилотируемые воздушные суда безопасно летали вместе, важно развивать гибридные сети связи. АО «ГЛОНАСС» разработало и протестировало уникальную технологию, которая исключает зависимость от ушедших иностранных операторов спутниковой связи, предусматривая использование действующей российской спутниковой инфраструктуры.

Для устойчивого развития отрасли каналы связи с беспилотником должны существовать в любой точке воздушного пространства, — отметил Алексей Райкевич. — Эта проблема решается через создание низкоорбитальной спутниковой группировки, для чего компания планирует использовать малые космические аппараты производства Sitronics Group. Мониторинг БПЛА с помощью спутниковой связи будет протестирован на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2024» в Сахалинской области.

Решение, предложенное АО «ГЛОНАСС», планируется задействовать не только в беспилотной авиации. За счет применения спутниковых каналов для аварийного оповещения на базе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» оно поможет повысить безопасность миллионов транспортных средств, передвигающихся в зонах без сотовой связи.

Текст: Сергей КАЙНЕТДИНОВ (по материалам АО «ГЛОНАСС»)
Фото: АО «ГЛОНАСС»
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх