Бизнес-партнерство
 
 «Кто имеет флот — обе руки имеет»

«Кто имеет флот — обе руки имеет»

АО «Адмиралтейские верфи», действующее в структуре АО «Объединенная судостроительная корпорация», по праву называют центром неатомного подводного кораблестроения России, ведь за время существования предприятия с его стапелей сошло более четырехсот субмарин, основная часть которых — дизель-электрические. Даже санкционное давление не помешало адмиралтейцам завершить строительство очередной большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 — Б-588 «Уфа». Выбор имени для судна одобрил губернатор Северной Пальмиры Александр Беглов: «Уфу и Санкт-Петербург тесно связывают страницы истории: во время Великой Отечественной войны многие предприятия и жители Ленинграда были эвакуированы в столицу Башкортостана», — напомнил градоначальник в марте этого года на торжественной церемонии спуска подлодки на воду.

Военно-морской щит России

Серийное строительство подводных судов на Адмиралтейских верфях началось в 1932 году. Многие из сошедших со стапелей предприятия субмарин и глубоководных аппаратов до сих пор не имеют аналогов в мировом кораблестроении. В их числе — легендарный атомный «подводный истребитель» проекта 705 «Лира», малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья», аппараты «Русь» и «Консул», способные погружаться на шесть тысяч метров, а также батискаф «Бестер-1», позволяющий сухим путем эвакуировать экипаж терпящей бедствие подлодки с глубины более семисот метров.

Самой большой стала серия подводных лодок проекта 641: она включила в себя семьдесят пять боевых единиц. При их строительстве корабелы применяли высоколегированную сталь АК-25, позволившую увеличить глубину погружения судов до 280 метров. В этом году на верфи вернулась одна из субмарин проекта — Б-807 (до апреля 1970-го носила название Б-107), спущенная на воду в июле 1964-го. Мастера восстановили внешний вид ходовой рубки подводного корабля, его торпед, люков, крышек аварийно-спасательных буев и якорей, после чего судно вновь заняло место на открытой площадке перед зданием Музея истории подводных сил России имени А.И. Маринеско.


Исторически сложилось так, что создание сложных, современных, насыщенных опытным оборудованием судов стало традицией для предприятия. Примером такой продукции могут послужить дизель-электрические субмарины проекта 636.3 (модернизированной серии проекта 636 «Варшавянка»). В сравнении с предшествующими модификациями они имеют более высокую боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.

С августа 2010 года по ноябрь 2016-го на Адмиралтейских верфях были построены шесть судов проекта 636.3 для Черноморского флота. В июле 2017-го началось создание аналогичных кораблей для несения службы в Тихом океане. Проектировщики учли специфику эксплуатации подлодок в условиях Дальнего Востока. Четвертой субмариной серии, предназначенной для Тихоокеанского флота, стала «Уфа».


— В этом подводном корабле собраны лучшие инженерные решения, это инновация, созданная инженерами и корабелами, — подчеркнул во время церемонии спуска судна на воду начальник Главного штаба ВМФ – первый заместитель главнокомандующего ВМФ России адмирал Александр Носатов.

Участвовавший в мероприятии председатель совета директоров АО «ОСК» Георгий Полтавченко напомнил, что в этом году исполняется 350 лет основателю отечественного Военно-Морского Флота Петру I, и привел цитату российского императора: «Кто одну сухопутную армию имеет — тот одну руку имеет, кто имеет флот — обе руки имеет».

— Применительно к сегодняшнему дню отмечу, что у нас длинные руки, — заявил Георгий Сергеевич. — Прекрасные подводные и надводные корабли, которые делаете вы, наши прославленные корабелы, позволяют нам дотянуться до любого врага, кто бы он ни был — националист или террорист. Каждый день вы создаете военно-морской щит России, и это получается у вас с успехом.

В конце сентября работники верфей приступили к выполнению морской части программы государственных испытаний субмарины в водах Балтийского моря и уже в середине октября рапортовали об их завершении.

— Специалисты АО «Адмиралтейские верфи» проверили работу корабельных устройств, механизмов и оборудования, в том числе гидроакустического и навигационного комплексов, — пояснил главный строитель кораблей Руслан Шереметьев. — Подводная лодка успешно выполнила глубоководные погружения, адмиралтейцы совместно с экипажем произвели оценку управляемости корабля на разных ходовых глубинах.

Недавно, 16 ноября, на «Уфе» был поднят военно-морской флаг Российской Федерации. Судно, переданное заказчику, официально пополнило состав ВМФ России.

— Мы подписали приемный акт и подняли флаг на подводной лодке «Уфа», а это означает, что все испытания пройдены с оценкой не ниже «хорошо» и «отлично», — сообщил главнокомандующий Военно-Морским Флотом РФ адмирал Николай Евменов. — Большое спасибо корабелам, сдаточному экипажу: в любое время дня и ночи они были готовы к работе.

— Адмиралтейские верфи продолжают строительство серии подводных лодок из шести единиц для Тихоокеанского флота. Две последующие субмарины — «Можайск» и «Якутск» — также будут сданы в сроки контракта, — заявил генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.


Аналогов нет

На протяжении всей истории предприятия его коллектив шел своим путем, создавая уникальные произведения судостроительного искусства. Без преувеличения, эти слова в полной мере относятся и к ледостойкой самодвижущейся платформе (ЛСП) «Северный полюс» — плавучему научно-исследовательскому центру, который может двигаться во льдах толщиной до двух-трех метров как за ледоколом, так и самостоятельно (предотвращать зажатие льдами и разрушение позволяет оригинальная конструкция корпуса).


— Аналогов платформы нет в мире, — убежден министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов. — Это прекрасное воплощение тех планов, которые зарождались на листе бумаги и были поддержаны руководством нашей страны.

В начале осени ЛСП «Северный полюс» успешно прибыла в порт Мурманска из Санкт-Петербурга, прошла подготовку к переходу в высокие широты и 15 сентября отправилась в свою первую научно-исследовательскую экспедицию. Вместе с членами экипажа и учеными на борту судна находились специалисты гарантийной группы АО «Адмиралтейские верфи», в задачи которых входило устранение возможных неисправностей в ходе эксплуатации платформы.

Через полмесяца судно прибыло к точке вмораживания с координатами 82°37’ северной широты и 155°31’ восточной долготы в Северном Ледовитом океане. Здесь 2 октября в семь часов утра был поднят флаг экспедиции «Северный полюс-41» и началась работа одноименной российской дрейфующей полярной станции, организованной специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

— По оценкам адмиралтейцев, которые участвовали в переходе, платформа показала полное соответствие заявленным техническим характеристикам, — отметил Александр Бузаков. — Уверен, что за время экспедиции судно, построенное коллективом верфей, станет для команды ученых гарантом комфорта и безопасности.

Еще один крупный, технологически насыщенный корабль, строительство которого завершилось на предприятии в этом году, — большой морозильный рыболовный траулер «Капитан Вдовиченко». Он вышел из Санкт-Петербурга 21 сентября, взял курс на Дальний Восток и спустя месяц прибыл в район Северных Курил, первым в своем классе и типе осуществив переход по Северному морскому пути. Весь путь судно преодолело самостоятельно без ледовой проводки.


— «Капитан Вдовиченко» успешно выступил в роли первопроходца, преодолев порядка четырнадцати тысяч километров по Севморпути, — рассказал главный строитель надводных кораблей АО «Адмиралтейские верфи» Владимир Надточеев. — Впереди у судна — промысловые испытания. Уверен, что траулер справится с ними достойно, подтвердит заявленные характеристики и возьмет верный курс на расширение возможностей рыбопромыслового флота нашей страны.

Текст: Ольга СВЯЗИНА (по материалам АО «Адмиралтейские верфи»)
Фото: АО «ОСК»/АО «Адмиралтейские верфи»
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх