Первый во многих начинаниях
История Средне-Невского судостроительного завода началась в 1912 году с основания на берегу Невы Усть-Ижорской верфи. Взяв на вооружение передовые технологии, использовавшиеся европейскими кораблестроителями, ее коллектив уже к декабрю 1916 года сдал флоту восемь эскадренных эсминцев. В дальнейшем завод дал жизнь многим новаторским идеям. Примечательно, что в наши дни именно на СНСЗ была разработана концепция цифровой верфи, предполагающая создание современного высокотехнологичного предприятия на основе единой цифровой платформы.
Не только суда
В общей сложности за время своего существования завод выпустил более пятисот кораблей и судов. Производство здесь организовано по принципу компакт-верфи: все основные операции, начиная от заготовки металла, ведутся под одной крышей, логистика оптимизирована.
Помимо строительства судов АО «СНСЗ» участвует в реализации проекта создания международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР). В минувшем марте специалисты завода совместно с сотрудниками АО «НИИЭФА» завершили вакуумно-нагнетательную пропитку обмотки одной из шести сверхпроводящих катушек полоидального поля PF-1. Эти крупногабаритные сверхпроводящие магниты (диаметром девять метров и массой двести тонн каждый) будут служить для удержания плазмы в реакторе, и пропитка их обмотки необходима для получения изоляции крайне высокой диэлектрической и механической прочности.
После прохождения ряда приемочных испытаний и итоговой сборки катушка весной 2022 года отправится на юг Франции на площадку сооружения ИТЭР.
«Грифон» расправил крылья
Можно сказать, что завод стал своего рода опытно-производственной площадкой отечественной судостроительной отрасли. В 1940-х годах его работники первыми в СССР освоили автоматическую сварку и внедрили поточный блочно-позиционный метод кораблестроения, в 1950-х — стали создавать суда с надстройками из алюминиево-магниевых сплавов. В 2014 году на СНСЗ был спущен на воду первый в мире крупный тральщик из стеклопластика — «Александр Обухов» (передан заказчику в декабре 2016-го).
Этой весной одно из судов, построенных на СНСЗ с применением композитных материалов, — пассажирский катамаран проекта 23290 «Грифон» — начало работу на круговом маршруте Новороссийск – Геленджик – Сочи. Судно длиной 25,7 метра и шириной 9,03 метра рассчитано на перевозку 150 человек. Дальность плавания «Грифона» составляет тысячу километров, максимальная скорость — 29,5 узла. Катамаран может эксплуатироваться при высоте волны два метра, причем он не нуждается в специально оборудованных причалах.
— Сегодня для судостроения композитные материалы — необходимый элемент, — подчеркивает генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов. — Мы используем такое их преимущество, как радиопрозрачность, например, при создании военных кораблей. Композиты — это меньший вес, коррозийная стойкость, меньшие затраты на техобслуживание, немагнитность. Я убежден, что судостроение будущего без композитов невозможно, как убежден и в том, что новые материалы должны использоваться масштабнее.
Фото: АО «ОСК»/АО «СНСЗ»