Возрождая морскую славу Родины
Адмиралтейские верфи по праву называют центром неатомного подводного кораблестроения России, ведь за время существования предприятия с его стапелей сошло более четырехсот субмарин, основная часть которых — дизель-электрические. В настоящее время в работе у адмиралтейцев находятся две серии подводных лодок для Военно-Морского Флота РФ — проектов 636.3 и 677.
Субмарины для Тихоокеанского флота
Серийное строительство подводных судов на Адмиралтейских верфях началось в 1932 году. Многие из сошедших со стапелей предприятия субмарин и глубоководных аппаратов до сих пор не имеют аналогов в мировом кораблестроении. В их числе — легендарный «подводный истребитель» — АПЛ проекта 705 «Лира», малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья», аппараты «Русь» и «Консул», способные погружаться на шесть тысяч метров, а также батискаф «Бестер-1», позволяющий сухим путем эвакуировать экипаж терпящей бедствие подлодки с глубины более 700 метров.
Сегодня мощности предприятия, действующего в структуре АО «Объединенная судостроительная корпорация», полностью загружены. К строительству подлодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота адмиралтейцы приступили в июле 2017 года. Первый готовый корабль, получивший название «Петропавловск-Камчатский», был передан заказчику в ноябре 2019 года, второй — «Волхов» — в октябре 2020-го. В минувшем марте было торжественно спущено на воду еще одно судно серии — «Магадан», и в апреле начались его швартовные испытания, которые продлятся два месяца. Работы на четвертом корабле — «Уфа» — находятся на стадии стыковки блоков в единый корпус, его спуск на воду намечен на конец текущего года.
Подводные лодки проекта 636.3 — одни из самых малошумных в мире. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет этих кораблей среди неатомных подводных судов.
На пути к цифровой верфи
Большое внимание на Адмиралтейских верфях уделяется и развитию надводной программы. В рамках нее сейчас здесь строится многоцелевой надводный патрульный корабль проекта 23550 «Николай Зубов» для Минобороны России, серия больших морозильных рыболовных траулеров проекта СТ-192 для ООО «Русская рыбопромышленная компания» и ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» для Росгидромета.
Значительно ускорить работу на всех этапах жизненного цикла судов позволит внедрение цифровых моделей изделий.
— Учитывая тот факт, что цифровизация производственных процессов требует значительных финансовых средств, которые оказываются неподъемными для отдельного предприятия, а также то, что структура верфей Группы ОСК примерно одинакова, возникает необходимость в создании типовой структуры и ее дальнейшей доработки для конкретного предприятия с учетом его особенностей. При таком подходе достигается экономия финансовых средств и времени для реализации проекта «Цифровая верфь» на предприятиях Группы ОСК, — пояснил в интервью журналу «Новый оборонный заказ» руководитель направления полного жизненного цикла кораблей департамента ГОЗ АО «ОСК» Яков Бережной.
Фото: АО «Объединенная судостроительная корпорация»/АО «Адмиралтейские верфи»