Бизнес-партнерство
 
Полноразмерный четырехметровый опытный образец гибридной силовой установки разработки АО «ОДК-Климов» был представлен на Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2024» Двигатели «Ансатов» почти импортозаместили
Полноразмерный четырехметровый опытный образец гибридной силовой установки разработки АО «ОДК-Климов» был представлен на Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2024»

Двигатели «Ансатов» почти импортозаместили

Ведущий отечественный разработчик газотурбинных двигателей АО «ОДК-Климов» — одно из наиболее значимых звеньев в системе российской авиапромышленности. Сегодня предприятие в составе Объединенной двигателестроительной корпорации активно работает над импортозамещением в своей области.

От «Русского Рено» до ОДК-Климов

История именитого производства началась 20 октября 1914 года, когда император Николай II подписал указ об основании акционерного общества «Русский Рено». С началом Первой мировой войны предприятие начало выполнять заказы военных ведомств и выпустило первые авиадвигатели — Renault 12FE. В дальнейшем его моторы устанавливались на различные виды техники — от тяжелых бомбардировщиков С-22 «Илья Муромец» и летающих лодок М-24 до тракторов и танков.

В годы Великой Отечественной войны завод №26, основанный на базе мастерских бывшего «Русского Рено», был эвакуирован в Уфу, где под руководством главного конструктора В.Я. Климова начал выпускать двигатели М-105, во многом определившие превосходство советской авиации над асами люфтваффе. В 1946 году Владимир Яковлевич возглавил образованное в Ленинграде опытно-конструкторское бюро, выделившееся позднее в самостоятельный опытный завод №117. Здесь был сконструирован первый в СССР турбореактивный двигатель — ВК-1 (аббревиатура запечатлела инициалы его создателя). Истребители МиГ-15бис, МиГ-17 и бомбардировщики Ил-28 и Ту-14, на которые он устанавливался, стали основными представителями военной реактивной авиации первого поколения в нашей стране.

После смерти В.Я. Климова предприятию в 1963 году было присвоено его имя.

В 1960-х годах завод начал производство силовых установок для вертолетов, включая турбовальные двигатели ГТД-350 и ТВ2-117. В 1973-м стартовал выпуск ТВ3-117, признанного одним из самых надежных авиадвигателей в мире. Еще одна примечательная разработка предприятия — турбореактивный двигатель РД-33 для легкого истребителя четвертого поколения МиГ-29 и других самолетов данного класса, ставший самым массовым двухконтурным мотором в своем классе тяги (8 300 килограмм-сил в полном форсированном и 5 040 килограмм-сил — в максимальном бесфорсажном режиме).

В наши дни климовские двигатели в составе силовых установок самолетов и вертолетов эксплуатируются более чем в восьмидесяти странах мира. В перечне продукции АО «ОДК-Климов» — вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500 и ТВ7-117В, самолетные двигатели семейства ТВ7-117СТ, вертолетные редукторы, коробки самолетных агрегатов, турбостартеры и электронные системы автоматического управления.

Предприятие претворяет в жизнь новые проекты с учетом глобальных трендов авиационной отрасли.


ВК-650В пойдет в серийное производство…

В 2024 году был сделан значительный шаг к замещению иностранных двигателей на отечественных и зарубежных вертолетах взлетной массой до четырех тонн. ОДК-Климов передала первые опытные двигатели ВК-650В для начала летно-конструкторских испытаний импортозамещенного вертолета «Ансат». Эта легкая двухдвигательная многоцелевая машина, серийно выпускаемая на Казанском вертолетном заводе холдинга «Вертолеты России» (как и ОДК, он входит в Госкорпорацию «Ростех»), может оперативно трансформироваться и в грузовой, и в пассажирский варианты.

Ранее образцы ВК-650В прошли предварительные и ресурсные испытания, в ходе чего удалось достичь всех необходимых параметров. Сертификационные испытания в минувшем июне проводились на стендах Центрального института авиационного мотостроения имени П.И. Баранова. Параллельно двигатель готовили к наземным отработкам в составе «Ансата».

До конца 2024 года мы планируем получить сертификат типа и начать серийное производство в следующем году, — сообщил директор программы ВК-650 АО «ОДК-Климов» Евгений Проданов.

ВК-650В — первый российский вертолетный двигатель в классе мощности 650–750 лошадиных сил. Помимо «Ансатов» его собираются использовать на вертолетах Ка-226Т и перспективных машинах.


 …и станет базой для новой ГСУ

Конструкция ВК-650 позволяет создавать его модификации для различных летательных аппаратов. Так, на основе ВК-650В ОДК-Климов создает инновационную гибридную силовую установку (ГСУ) мощностью 500 киловатт, сочетающую газотурбинный двигатель и электрический мотор. Применять ее планируется на транспортных беспилотниках (включая тяжелые дроны и конвертопланы), аэротакси и самолетах вертикального и сверхкороткого взлета и посадки.

Разработка перспективных гибридных и электрических силовых установок открытой архитектуры — важное направление деятельности ОДК.

Гибридные силовые установки — это, без сомнения, будущее мировой авиации, — отмечено в пресс-релизе авиационного кластера Ростеха. — Особенно это направление перспективно для беспилотных систем. Специалисты Госкорпорации «Ростех» уже значительно продвинулись в создании ГСУ заложенной мощностью 500 киловатт и работают над созданием линейки гибридных и электрических силовых установок для летательных аппаратов будущего. В рамках этого проекта разрабатываются различные электродвигательные установки, энергоузлы, аккумуляторные батареи, из которых, как из элементов пазла, можно будет собрать любую силовую установку мощностью до полутора мегаватт.

На завершение опытно-конструкторских работ и подготовку к серийному производству ГСУ в ОДК-Климов отводят несколько лет.

Эта разработка имеет большое будущее, — отметил генеральный директор АО «ОДК», член бюро центрального совета ООО «СоюзМаш России» Вадим Бадеха. — Испытания на стенде уже подтвердили надежную совместную работу всех систем и узлов демонстратора ГСУ. Нам остается только завершить все испытания и перейти к следующему этапу. Так как для России сертификация гибридных силовых установок — явление новое, то наши специалисты готовят сертификационный базис, который мы будем обсуждать с экспертным сообществом.

За счет применения двух типов двигателей ГСУ будет иметь более высокие показатели топливной эффективности, чем классические силовые установки. Также, по расчетам разработчиков, ресурс применяемого в составе ГСУ двигателя может быть увеличен на 20–30% за счет оптимизации режима работы.

Текст: Сергей КАЙНЕТДИНОВ (по материалам АО «ОДК-Климов»)
Фото: Госкорпорация «Ростех»/АО «ОДК»
 
 
 

Другие материалы

 
загрузить ещё…
наверх