
Калининград богат «Янтарем»
Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», созданный 2 августа 1945 года на основе немецкой верфи Schichau, за свою долгую и насыщенную историю построил и отремонтировал сотни боевых кораблей и гражданских судов. Сегодня это один из ведущих игроков на рынке судостроения России. С 2008 года предприятие входит в состав Объединенной судостроительной корпорации.
В двух направлениях
«Янтарем» завод именуется с января 1966 года, до этого он действовал под номером 820. Находясь в юго-восточной незамерзающей части Балтики, верфь обладает важным преимуществом: она может строить и ремонтировать суда круглогодично.
Вскоре после образования предприятие начало проводить мелкий ремонт больших и малых морских охотников, трофейных минных тральщиков, а в 1949 году было положено начало судостроительной программе завода. Ее первенцем стал сторожевой корабль (СКР) «Зоркий» проекта 29К. На верфи внедрили крупноблочный метод строительства. В 1951–1953 годах Военно-Морскому Флоту СССР было передано восемь кораблей, в 1953–1959-м спущен на воду сорок один СКР проектов 29, 42, 50, 561.
В 1958 году на заводе организовали производство рыбопромыслового флота.
В 1972 году на «Янтаре» ввели в эксплуатацию стапель с крытым эллингом, позволивший создавать суда спусковым весом до 12 тысяч тонн, и за десятилетие предприятие построило более сорока кораблей военного назначения. В частности, в 1975 году завершилось строительство серии из четырнадцати больших десантных кораблей проекта 1 171 «Тапир». В 1978-м был сдан головной десантный корабль «Иван Рогов» проекта 1 174 «Носорог».
В наши дни «Янтарь» продолжает работать в двух направлениях: выполнять гособоронзаказ и строить суда для гражданских заказчиков — рыбопромысловые, аварийно-спасательные, исследовательские. Из года в год завод пополняет отечественный рыболовный флот. Так, значимым этапом стало создание в 2016–2020 годах трех траулеров-сейнеров проекта SK-3101R для Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина.
«Виктор Гаврилов» спущен на воду
В 2018 году ПСЗ «Янтарь» заключил с рыболовецким хозяйством из Петропавловска-Камчатского еще один контракт — на строительство большого морозильного рыболовецкого траулера проекта 5670WSD. Закладка судна состоялась в августе 2019-го, ему дали название в честь капитана дальнего плавания В.Р. Гаврилова — почетного работника рыбного хозяйства РФ, ветерана предприятия-заказчика, который трудился в колхозе более сорока лет.
Недавно, 31 января 2025 года, траулер торжественно спустили на воду. К этому моменту на нем уже был выполнен большой объем работ, включая монтаж носовых и кормовых подруливающих устройств, валолинии и крупногабаритного оборудования.
Ежедневно на исполнении данного заказа занято более двухсот пятидесяти работников предприятия, — отметил генеральный директор АО «ПСЗ «Янтарь» Илья Самарин. — Морозильный траулер «Виктор Гаврилов» — крупнейший из строящихся сейчас на российских верфях. Мы рады, что именно нам выпала честь его строить. Если руководство доверит нам строительство серии таких кораблей, будем только рады.
Траулер обладает впечатляющими размерами: его водоизмещение превышает четырнадцать тысяч тонн, а длина достигает 121 метра. Планируется, что «Виктор Гаврилов» будет вести лов рыб пелагических пород (живущих в толще воды далеко от дна) и использоваться как плавбаза для их переработки. Судно оснастят современным орудием лова, эффективным рыбоперерабатывающим оборудованием и морозильными трюмами для хранения на борту готовой продукции.
Корабль военного сотрудничества
Ранее, 9 декабря 2024 года, на заводе состоялась торжественная церемония передачи Военно-морским силам Индии фрегата проекта 11356 под названием Tushil («Щит»). На ней присутствовал министр обороны республики Раджнатх Сингх, который отметил значение данного события для укрепления военно-технического сотрудничества между двумя странами.
Tushil стал седьмым выполненным в России для индийского флота кораблем данного проекта и четвертым построенным на калининградской верфи (первые три создавались в 1999–2004 годах на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге). В процессе строительства фрегата калининградский завод использовал в том числе свой опыт создания «адмиральской серии» кораблей для ВМФ России (в 2016–2017 годах были введены в строй «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»).
Стоит отметить, что индийские партнеры доверили нам разработку и строительство фрегатов серии 11356, будучи уверенными в профессионализме Объединенной судостроительной корпорации, — сообщил генеральный директор АО «ОСК» Андрей Пучков. — То есть эта серия разработана Северным проектно-конструкторским бюро ОСК и строится на заводе ОСК «Янтарь» исключительно для ВМС Индии. Проект 11356 вобрал в себя лучший опыт отечественного кораблестроения и представляет собой многофункциональный, надежный корабль, который при относительно небольшом водоизмещении обладает высокими боевыми возможностями по борьбе с надводными, наземными, подводными и воздушными целями.
В успешно завершившихся приемо-сдаточных испытаниях Tushil участвовала индийская комиссия, его экипаж прошел обучение в нашей стране.
Фрегат предназначен для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, а также для обеспечения противовоздушной обороны как самостоятельно, так и в составе группы эскортных судов. Его нормальное водоизмещение — 3 615 тонн, полное — 3 870 тонн, средняя осадка — 4,2 метра. Длина судна составляет 124,8 метра, ширина — 15,2 метра. Тактико-технические характеристики делают Tushil одним из наиболее высокоэффективных кораблей своего класса, что, безусловно, значительно повысит боевые возможности индийского флота.
Еще один корабль для ВМС Индии — его назвали Tamala — сейчас проходит цикл испытаний в Балтийском море. Его передача заказчику запланирована на 2025 год. Кроме того, два фрегата проекта 11356 строятся на индийской верфи Goa Shipyard при участии корабелов «Янтаря» с частичной передачей российских технологий.
Губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных поздравил коллектив завода с выполнением крупного и сложного заказа, отметив значимость предприятия для региональной экономики.
Судостроение формирует значительную часть обрабатывающей промышленности нашего региона, обеспечивает занятость более 5 300 человек, из которых основная часть — свыше четырех тысяч — работает на ПСЗ «Янтарь», — подчеркнул Алексей Сергеевич. — В отрасли сформирована мощная производственная база, научная школа, инжиниринговые центры. Это существенный ресурс для решения задач развития Калининградской области. Завод «Янтарь» понимает эту ответственность и постоянно развивается: в ноябре здесь открыли достроечную набережную №5, в августе был заложен новый плавучий док.
Фото: АО «ОСК»/АО «ПСЗ «Янтарь»