
Под землей и на земле
Семь десятилетий назад, 23 мая 1955 года, в структуре Минтрансстроя СССР было образовано Управление строительства 10А — организация, которой предстояло возводить сложнейшие инженерные объекты в самых разных, порой экстремальных, климатических и геологических условиях. Преемник специализированного управления — АО «Трансинжстрой» — сегодня входит в число основных подрядчиков строительства Московского метрополитена.
От шахтных пусковых установок до скверов и детских площадок
Построенные организацией сооружения обладали принципиально новыми для своего времени техническими характеристиками. Помимо шахтных пусковых установок ракет в ее активе — создание Вахш-Яванского и Оби-Киикского мелиоративных тоннелей для орошения сельскохозяйственных земель в Таджикистане, тоннелей Большого Ставропольского канала, принесшего воду в Центральное Предкавказье, автомобильной трассы под Пушкинским перевалом в Армении. Значимая веха в истории Трансинжстроя — участие специалистов управления в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Трансинжстрой имеет и большой опыт социального строительства. В частности, организацией созданы объекты Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» в Москве, а также клинической больницы №123 в подмосковном Одинцове. В последнем компанией возведен целый ряд микрорайонов. Это свыше ста семидесяти современных многоэтажных жилых домов, более сорока объектов социально-бытового и культурного назначения, километры магистральных инженерных коммуникаций, десятки детских и спортивных площадок, фонтаны, парки, скверы…
Также к числу наиболее значимых проектов компании можно отнести создание мемориала «Храм Памяти» на Поклонной горе и разработку уникальных конструкций для железнодорожного и автомобильного тоннелей Третьего транспортного кольца Москвы. В 2016–2017 годах Трансинжстрой принял участие в модернизации столичного Шереметьева, построив два подземных межтерминальных перехода. Впервые в мировой практике прокладка тоннелей велась под взлетно-посадочными полосами действующего аэропорта.
Линии под линиями
Важное направление в деятельности Трансинжстроя — метростроение. Специалисты организации помогали при пуске метрополитена в Екатеринбурге, Харькове и Ереване. Для столичной сети подземного транспорта компания построила более полутора десятков станций и свыше 120 километров перегонных тоннелей. Среди них — одна из самых глубоких станций московского метро «Парк Победы» и самый длинный его перегон «Крылатское» – «Строгино» длиной 6,625 километра.
Работникам Трансинжстроя приходится вести проходку в условиях плотной городской застройки с развитой сетью подземных коммуникаций, а также под инфраструктурой РЖД и в технической зоне действующих объектов метрополитена. Так, в 2022 году тоннелепроходческий механизированный комплекс преодолел участок в трех с половиной метрах под станцией «Академическая» Калужско-Рижской линии.
Фото: АО «Трансинжстрой»